DaryaDarya (daryadarya) wrote,
DaryaDarya
daryadarya

Category:

Эволюция московского троллейбуса

Регулярное троллейбусное сообщение в Москве открылось 15 ноября 1933 года. Моей бабушке уже исполнилось два годика и два месяца. Честно говоря, очень трудно представить бабушку младенчиком, ведь она всегда была бабушкой. А на троллейбусы, которые мою бабушку возили, можно было посмотреть в прошлую субботу на Фрунзенской набережной. Да что там посмотреть, пощупать, зайти в салон и даже посидеть за рулем!

Детали, лица, история, атмосфера, все как я люблю.





Первый троллейбус, который я узрела, посвящен моему любимому Константину Георгиевичу Паустовскому.

Извесный факт. В 1914 году, будучи юношей, он служил вагоновожатым и кондуктором московского трамвая (троллейбусов тогда еще не было) и был обязан этой службе тем, "что хорошо изучил Москву, этот беспорядочный и многоликий город", к которому, как и ко всей России, он чувствовал свою сыновность.




Гостей на празднике было очень много, а троллейбусы за бархатной ленточкой не стояли, поэтому фотографий машин во всей красе у меня нет. Только в деталях. Но это не значит, что я не расскажу о виновниках торжества.




На троллейбусе ЗиУ-9 катался каждый читатель этого поста. Эта модель выпускалась с 1972 года по 2013. Можно сказать классика. Такая же классика, как и Жигули седьмой модели. Троллейбус выпускался троллейбусным заводом имени Урицкого (сейчас он называется Trolza) в городе Энгельсе Саратовской области. Однако эту модель клонировали еще десять предприятий по всему Союзу: в Нижнем Новгороде, в Башкирии, на Алтае.





Старший брат предыдущего троллейбуса - ЗиУ-5.




Последний троллейбус этой модели ходил по Москве до 1987 года. Рекорд побил Санкт-Петербург, некоторые экземпляры возили пассажиров аж до 1994 года.

На фотографии троллейбус ЗиУ-5 у вокзала в Волгограде. Трагичное сочетание, к сожалению. Но фотография очень красивая, и город этот мной горячо любим.





Чем дальше, тем интереснее! Троллейбусы пятидесятых шестидесятых годов московского Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода.












СВАРЗ-ТБЭС. К сожалению эта модель оказалась недолговечной из-за того, что основное электрооборудование находилось под полом. Грязь и коррозия со временем делали своё дело и влияли на быструю изношенность и даже пожароопасность троллейбуса. В Москве 19 июля 1974 года на 42 маршруте один троллейбус сгорел.





Троллейбус этой модели водила невеста Юрия Деточкина в фильме "Берегись автомобиля".





Троллейбус СВАРЗ ТБЭС-ВСХВ. Аббревиатура расшифровывается как Троллейбус Экскурсионный Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки. Предыдущий хоть и тоже зовется ТБЭС, но он уже не являлся экскурсионным, а работал на обычных городских маршрутах.










В народе эти троллейбусы прозвали "стекляшками" за обилие окон.





Этот же троллейбус на городских маршрутах. Зацените открытые настежь окна! И чувачок в очках такой на левой фотке сидит типа "красиво плывут, вон та группа в полосатых купальниках", ацаца.





Следующий экспонат МТБ-82Д. Он производился с 1946 по 1961 год. Аббревиатура МТБ расшифровывается как московский троллейбус, потому как первое производство было под Москвой на Тушинском машиностроительном заводе. Да, да, я не ошиблась, написав "под Москвой". Район вошел в состав Москвы в 1960 году.










Троллейбусов модели МТБ-82 выпустили около 5000, поэтому они были очень заметны на дорогах СССР пятидесятых годов. Основная масса троллейбусов этого типа была списана в конце шестидесятых. Последние МТБ-82 были отстранены от работы с пассажирами в конце 1983 года в Кутаиси.

И снова троллейбум в Сталинграде Волгограде. Спасибо тому, кто года-то сделал такие чудесные кадры.




А это автобусы General Motors. Он был взять за основу.





И последний экспонат - троллейбус ЯТБ-1 - Ярославский троллейбус, привезенный аж из Санкт-Петербурга. У него оригинальная форма носа, как усы Сталина (:

Серийное производство ЯТБ-1 продолжалось с июля 1936 по ноябрь 1937 год. До недавних пор считалось, что троллейбусов ЯТБ не сохранилось нигде. После списания некоторые машины оставались в парках и использовались как сараи и бытовки, но даже такую "недвижимость" повсюду безжалостно смело время. В семидесятых несколько превращенных в бытовки ЯТБ ещё стояли в питерском Троллейбусном парке № 1, один из них был отреставрирован для нужд Ленфильма. Машина снялась в нескольких фильмах. Лента "Блокада" стала роковой. При съемках картины о тяжелых днях блокадного Ленинграда троллейбус по режиссерскому замыслу беззастенчиво сожгли. Так, казалось, был утерян последний экземпляр и история подписала ЯТБ свой приговор. Так что виват компьютерной графике, товарищи!

Но произошло буквально чудо. В конце девяностых в одном из садоводств в Ленобласти был найден кузов с рамой, стоящий на дачном участке в качестве сарая. По раме с тремя продольными швеллерами реставраторы установили, что найденный троллейбус именно ЯТБ-1. На раме стояло клеймо "1936". Последние годы перед списанием и отправкой на дачный участок этот ЯТБ служил учебным в каком-то ленинградском парке: в кабине нашлись остатки механизма "двойных педалей". Силами питерских энтузиастов он был перевезен в город и за несколько лет отреставрирован. Сейчас он находится в петербургском музее электротранспорта. Причем это не просто кузов на колесах, а полностью работоспособная машина, готовая выйти на линию.






Вместо фотографии покажу вам марку 1956 года про Большой театр, на которую "заехал" этот троллейбус.





Ну и конечно, что за городское событие без горожан?!




















Кое-что о главном транспорте Москвы (:














Некоторые наблюдали за действом с Крымского моста.






Респект Мосгортрансу за такую машину времени!



Tags: москва
Subscribe

Posts from This Journal “москва” Tag

  • Прогулка. От Покровского до Пятницкой

    Однажды солнечная и теплая погода выпала на выходной. Утром я снимала в студии на Электрозаводе, а потом было решено основательно позавтракать в…

  • Переулками Басманного

    Вчера, почуяв дух весны и улучив момент в предзакатный час выйти из дома, отправилась на разведку по окрестностям. Давно приметила один…

  • Детали Басманного в солнечный день

    Все слышали, что за весь декабрь солнце светило восемь часов. Не дней, а часов. И вроде норм. Но сегодня день случился вдохновенным и цветным. Между…

  • Возвращение фотоутренников

    Большой радости пост! Саша…

  • Велокузьминки

    Мы не так уж много прожили в Кузьминках, вернулись в мой родной и любимый Басманный, но иногда с большим удовольствием приезжаем в Кузьминский парк.…

  • Май. День восьмой

    В черновиках лежит пост про Израиль и очень туго пишется. Зато есть много прекрасного будничного. Сегодя выехала из дома на съемки в район…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments